В октябре 2022 года отмечается 125-летие Ильи Ильфа — одного из самых известных писателей первой половины ХХ века, соавтора «Двенадцати стульев», «Золотого теленка» и документального бестселлера «Одноэтажная Америка».
Илья Ильф родился 3 (15) октября, но у исследователей творчества писателя были сомнения в точности этой даты: Илья всегда праздновал день рождения на сутки позже — 16-го.
Жизнь Ильи Ильфа, короткая, но яркая и напоминает пролет через земную атмосферу космической тела. Вспыхнув ослепительной звездой, оно проносится по небу, заставляя нас замирать с восторгом. Ильф, не доживший до своего сорокалетия, вспыхнул на литературном небосводе и умер на пике творческих сил.
..Он родился в Одессе, выдавшей миру в конце XIX и начале ХХ века целую плеяду писателей и поэтов, обладавших к тому же настоящим одесским чувством юмора. Литераторы-одесситы были они очень разными: Куприн, Багрицкий, Ахматова, Олеша, Грин… Мальчик Илюша Файнзильберг поначалу показал себя как классный «технарь»: и учился в технической школе, и работал чертежником, монтером и даже токарем на заводе. Но его оригинальный, наполненный юмором взгляд на жизнь постепенно обратил его к писательству. Первые свои несохранившиеся стихотворные произведения публиковал под женским псевдонимом в журнале «Синдетикон».
Вначале ему очень понравилось быть журналистом, потом, еще больше, работать редактором в сатирическом журнале. Илья Ильф прекрасно видел нелепицы, перегибы, бюрократизм своего времени, ему были смешны задиристость, пошлость нэпманов. Но оплакивать некие «прекрасные эпохи», канувшие в вечность, он не собирался, предпочитая бороться с недостатками окружавшей его реальности не огнем, а сатирой.
Переехав в Москву через пять лет после революции, Ильф устроился на работу в газету «Гудок» и быстро обрел славу как мастер острых и ужасно смешных фельетонов на самые актуальные темы времени. Когда «сатирический» штат газеты решили сократить, он покинул редакцию вместе с коллегой и другом, братом писателя Валентина Катаева Евгением Петровым, и они составили яркий писательский дуэт.
Произведения Ильфа и Петрова и образы созданных ими героев были понятны во всех странах мира, поэтому их перевели на десятки языков и не раз экранизировали. Не забросили они и фельетоны: их печатали все газеты, в том числе «Правда», «Литературная газета», сатирический журнал «Крокодил».
Ильф пробовал себя в разных областях творчества, в том числе в драматургии, литературной фантастике, фотоискусстве. Не менее завораживающими для чтения были его «Записные книжки», которые он вёл всю свою жизнь. Это особый исповедальный дневник.
В 1937 году Илью Ильфа убил обострившийся после поездки в США туберкулез. Его наследие — это бесценное литературное отражение первой половины ХХ века. Научиться бы и нам с такой ясностью и юмором смотреть на мир.
На снимке: Илья Ильф читает книгу «12 стульев». Фото 1930 года
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
(Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)
Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Основная часть.
Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов для анализа:
1. Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).
2. Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
3. Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении..
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5.Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
6. Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
7. Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.
8. Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
Вступление. Общая характеристика произведения, его проблематика. (Обязательно выйдите на ту проблему, которая актуальна для данного эпизода.)
Основная часть.
1) Место эпизода в композиции: является эпизод звеном развития сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, ключевой эпизод) или внесюжетным элементом (сон, письмо, размышление героя, авторское отступление и т.д.)
2) Роль эпизода в произведении: создаёт определённое настроение, предваряет события, объясняет причины уже произошедших событий, раскрывает характеры героев (Каких именно? Почему?), проясняет авторскую мысль (Какую именно?) и т.д.
3) Структура эпизода:
(Характеризуя каждый элемент структуры эпизода, ищите ответы на три ключевых вопроса: ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ изображает автор?)
Заключение. Выводы. Роль эпизода в раскрытии авторских идей.
(Помните, что идея – ответ на проблемный вопрос. Чтобы ваше сочинение обладало логической и композиционной стройностью, постарайтесь, говоря об идее, найти ответ на тот проблемный вопрос, о котором вы заявили во вступлении.)